Вентиль
Вентиль является одним из элементов трубоарматуры и предназначен для регулировки потока рабочей среды. Они используются в тех системах, где нужно регулировать давление или скорость потока, а также для его полного перекрытия.
Основой любого вентиля можно назвать шпиндель, который предназначен для вворачивания в резьбу. За счет его перемещения он может выполнять свои определенные функции.
Материал для изготовления вентилей
Здесь надо разделить вентили на те, которые будут использоваться во внутренних водопроводных сетях, и на устанавливаемые снаружи.
Для внутренних сетей приборы изготавливаются из бронзы, латуни, нержавеющей стали и пластика. Для наружных используют модели из всех вышеперечисленных материалов, а также из стали и чугуна.
- Приборы из латуни и бронзы являются самыми дорогими, но в то же время и самыми долговечными. У них небольшой удельный вес, малые габариты, устанавливать их можно и на водопровод с холодной водой, и с горячей. Еще совсем недавно только их использовали в системе отопления, потому что на поверхностях латунных и бронзовых приборов не оседает накипь.
- Вентили из нержавеющей стали тоже могут похвастаться длительным сроком эксплуатации. Но они на порядок дешевле двух первых моделей.
- Пластиковая запорная арматура самая дешевая с неплохими техническими характеристиками. Ее сегодня используют на всех видах водопровода и в отопительных сетях.
Способы соединения с трубой
По способу монтажа водопроводные вентили делятся на две позиции.
- Муфтовые или резьбовые. В основе соединительного элемента выступает резьба, которая может быть внутренней или внешней. В бытовых сетях используются вентили именно этого типа, особенно это касается внутренней разводки. Арматура с таким соединением в основном устанавливается в трубопроводах, по которым вода движется с давлением не больше 1,6 МПа.
- Фланцевые. Это или чугунные, или стальные приборы, на торцах патрубков которых имеются фланцы. Это более мощные приборы с большим весом и габаритными размерами. Монтируют их только на магистральных или промышленных трубопроводах, в которых вода перемещается под давлением более 10 МПа.
Вентиль и задвижка: сравнение
Многие считают, что вентиль - это задвижка только меньшего размера, но на самом деле это разные элементы трубопроводной арматуры, имеющие существенные конструкционные отличия, которые определяют особенности их эксплуатации. Между ними много общего, но, тем не менее, это разные устройства, которые отличаются друг от друга как конструктивно, так и функционально. Каждый элемент арматуры выполняет свою задачу по-разному. Чтобы вам было проще выбрать нужное устройство, мы расскажем об основных отличиях задвижки от вентиля.
Основное отличие между задвижкой и вентилем заключается в конструкции запорных элементов.
В задвижке - это клин или параллельный затвор, состоящий из одного или двух дисков. При вращении шпинделя запорный элемент перемещается перпендикулярно потоку рабочей среды, открывая или закрывая проходное отверстие задвижки.
У вентиля запорный элемент представляет собой конус или диск (золотник) со штоком на резьбе, движущийся параллельно потоку. При вращении штока происходит опускание запорного клапана в седло, тем самым прекращается подача жидкости. При обратном вращении запорный элемент поднимается, открывая путь для движения рабочей среды.
Корпус задвижки имеет цилиндрическую форму. Поток рабочей среды движется через него прямо. Когда задвижка находится в положении «открыто», поток движется прямолинейно практически без препятствий. Небольшим препятствием может стать сужение проходного просвета и наличие в нем уплотнительных колец. Уплотнительные элементы обеспечивают плотное прилегание запорного элемента задвижки в положении «закрыто». Данная конструкция корпуса обладает малым гидравлическим сопротивлением.
Корпус вентиля имеет гораздо более сложную конструкцию. В нем поток рабочей среды движется не прямо, как в задвижке, а делает два последовательных поворота под прямым углом. Такая конструкция создает большое сопротивление при открытом вентиле, т.е. при поднятом затворе и существенно снижает скорость потока рабочей среды. Однако при закрывании и открывании вентиля запорный элемент перемещается лишь на четверть диаметра условного прохода, а у задвижек его необходимо переместить на полный диаметр. Из-за данного обстоятельства строительная высота задвижек гораздо больше, чем у вентилей.
Функциональные различия завдижек и вентилей
И задвижка, и вентиль выполняют свою задачу на трубопроводе – перекрытие потока рабочей среды с одной лишь разницей.
Задвижка находится только в двух положениях: «открыто» или «закрыто». Т.е. открывает или перекрывает движение потока рабочей среды. Третьего не дано.
Вентиль же кроме этих двух положений может находиться ещё и в промежуточном положении, частично перекрывая поток рабочей среды. Таким образом вентиль регулирует поток в трубопроводе.
Плюсы и минусы задвижки и вентиля
- У задвижки ход затвора для полного открытия или закрытия больше чем у вентиля, следовательно, для открытия и закрытия задвижки нужно много времени. У вентиля этот ход всего четверть от номинального диаметра. Поэтому вентиль можно открыть или закрыть быстрее, чем задвижку.
- Задвижка имеет малое гидравлическое сопротивление. У полнопроходных задвижек гидравлическое сопротивление практически отсутствует. Из-за сложной конструкции корпуса у вентиля высокое гидравлическое сопротивление.
- Отсутствие застойных зон у задвижки позволяет применять её на трубопроводах с вязкими и загрязненными средами. Наличие таких зон в корпусе вентиля может стать причиной быстрой коррозии и поэтому ограничивает область его применения.
- Задвижке сложнее обеспечить высокую герметичность запирающего элемента. Наличие трение при закрытии и открытии затвора задвижки постепенно приводит к износу уплотнительных поверхностей запирающего элемента и корпуса задвижки. У вентиля при посадке затвора в седло трение практически отсутствует, следовательно, отсутствует и износ уплотнений.
- Устанавливают задвижку только на прямых участках трубопровода. Вентили производятся проходные и угловые. Таким образом, угловые вентили можно устанавливать в месте поворота трубопровода на 90°.
- При монтаже на трубопроводе задвижку можно устанавливать независимо от направления потока рабочей среды. Вентиль устанавливают так, чтобы стрелка на корпусе совпадала с направлением потока рабочей среды в трубе.
- Задвижку можно устанавливать на трубопроводе с большим номинальным диаметром. У вентиля с большим диаметром работа в разы усложняется. Мощный и сильный поток рабочей среды при проходе через вентиль мешает правильной посадке затвора в седло.
- Из-за большого хода затвора у задвижки большая строительная высота. У вентиля строительная высота меньше.
- У задвижки малая строительная длина благодаря простой конструкции корпуса. Строительная длина вентиля примерно в полтора раза больше длины задвижки с аналогичным номинальным диаметром.
Вывод
Между вентилем и задвижкой много общего и также присутствуют принципиальные различия, которые влияют на область их применения и процесс эксплуатации. И задвижка, и вентиль успешно справляются со своими задачами в качестве важнейших и самых востребованных устройств запорно-регулирующей трубопроводной арматуры.
Вентиль и шаровый кран: сравнение
Кран и вентиль — это детали, чаще всего инсталлируемые на системах труб. Столь существенная востребованность обусловлена их надёжностью и простотой применения. Однако по своему назначению детали имеют существенные отличия, которые обусловлены внутренней конструкцией каждого.
К основным конструктивным элементам шарового крана относятся:
- Корпус.
- Поворотная ручка или редуктор.
- Уплотняющие кольца штока.
- Шток.
- Сфера со сквозным отверстием, через которое протекает трубный субстрат.
- Седла, в которые помещается главный запорный элемент.
Отличие крана от вентиля видно невооруженным глазом, ведь разница внутреннего строения оказывает непосредственное влияние на внешний вид приборов. Вместо шарообразного запирающего механизма здесь применяется клапан (1), который прижимается штоком (2), ввинчиваемым вовнутрь корпуса (3). Вращение обеспечивается с помощью маховика (4). Для предотвращения проникновения субстратов из трубы применяются разнообразные уплотнения (6) штока и прокладки (7) между крышкой (8) и корпусом изделия.
Отличие вентиля от шарового крана по типу монтажа
Оба типа арматуры имеют резьбовой и фланцевый тип присоединения к трубопроводу.
При этом для шаровых кранов характеры и другие типы монтажа:
- Межфланцевые.
- Под приварку.
- Комбинированные.
Чем отличается вентиль от крана
Существенное отличие между этими двумя типами трубной арматуры заключается в том, что вентиль конструктивно предназначен для регулировки потока движущегося вещества, а кран способен работать только в режиме «открыто/закрыто». Промежуточных вариантов положения запирающего органа в шаровом кране не предусмотрено. Его использование для регулирования движения приведет к скорому износу поверхности сферы.
Вентильный кран имеет запирающий орган в форме диска, как у вентиля, и также предназначен для регулировки потока.
Что лучше: шаровый кран или вентиль?
Выбор конкретного типа арматуры во многом зависит от условий эксплуатации. Если в месте монтажа нет необходимости регулировать интенсивность перемещения вещества внутри трубы, тогда следует останавливать свой выбор на шаровом кране. Он отличается герметичностью, простотой конструкции и использования.
Вентиль (или вентильный кран) подойдет в тех ситуациях, когда необходимо осуществлять настройку силы движения веществ в трубе. Плавные вращения маховиком позволят с достаточной точностью установить тот напор, который требуется на конкретный промежуток времени.
Что лучше: вентиль или шаровый кран? Конкретного ответа нет. Каждый из этих разновидностей трубной арматуры достойно справляется с поставленными задачами.
Купить вентили чугунные бронзовые латунные муфтовые фланцевые ду в филиалах ARMPLAST в 13 городах Казахстана: Караганда, Нур-Султан (Астана), Актау, Атырау, Актобе, Алматы, Кокшетау, Павлодар, Тараз, Талдыкорган, Уральск, Шымкент, Экибастуз.
Скачать прайс-листы / Перейти в каталог / Перейти на страницу "Контакты"